Моторные масла

Моторные масла групп А и Б2

Моторные масла групп А и Б2 предназначены для дизелей старых моделей, работающих на топливах с небольшим содержанием серы. Спрос на моторные масла этих групп сохраняется в большинстве случаев в силу традиции и невысокой цены. За редкими исключениями моторные масла групп А и Б2 могут быть заменены более эффективными маслами группы В2 того же класса вязкости.

Моторное масло МС-20П (ТУ 38.101265-88) получают добавлением многофункциональной присадки к маслу МС-20. Применяют для смазывания судовых, тепловозных и стационарных дизелей типа 12ЧН 18/20, эксплуатируемых на малосернистом топливе.

Моторное масло М-16ПЦ (ГОСТ 6360-83) вырабатывают из сернистых нефтей. Содержит многофункциональную и депрессорную присадки. Применяют для смазывания двигателей типов В-2, Д-6 при работе на малосернистом топливе.

Моторное масло М-14Б (ТУ 38.101264-72) вырабатывают из малосернистых и сернистых нефтей компаундированием дистиллятного и остаточного компонентов с многофункциональной присадкой ВНИИНП-360 и противопенной присадкой ПМС-200А. Применяют в двух- и четырехтактных тепловозных дизелях типов 2Д100, Д-50 и аналогичных им по уровню форсирования маневровых и промышленных тепловозах.

Моторное масло МТЗ-10П (ГОСТ 25770-83) готовят на основе маловязкого дистиллятного компонента с нормированным фракционным составом путем загущения полимерной вязкостной присадкой и добавления композиции присадок. Применяют преимущественно для зимней эксплуатации транспортных дизелей невысокой степени форсирования.

Моторное масло МТ-16П(ГОСТ 6360-83) вырабатывают из малосернистых нефтей компаундированием смеси остаточного и дистиллятного компонентов с композицией моющей, антиокислительной, депрессорной и противопенной присадок. С использованием новой, более эффективной композиции присадок уровень эксплуатационных свойств масла МТ-16П превышает требования к маслам группы Б2. Применяют для смазывания транспортных дизелей типа В-2 и аналогичных по уровню форсирования безнаддувных двигателей.

Характеристики моторных масел групп А и Б2

Показатели

МС-20П

М-14Б

МТЗ-10П

М-16ПЦ

МТ-16П
Вязкость моторного масла кинематическая, мм2/с, при температуре:
100 °С

20

14+0,5

9,5-15,5

15,5-16,5

15,5-16,5

40 °С

-

-

50

-

-

-30 °С

-

-

15000

-

-

Индекс вязкости, не менее

80

85

125

85

85

Коксуемость масла без присадки, %, не более

0,3

0,4

-

-

-

Кислотное число масла без присадки, мг КОН/г, не более

0,05

0,05

-

-

-

Щелочное число, мг КОН/г, не менее

0,9

-

3,5

0,9

4

Зольность моторного масла, % (мас. доля):
Без присадки, не более

0,008

0,005

-

- -
с присадкой

0,24

1

m1,15*

0,25-0,55 0,6-1,0
Массовая доля механических примесей в моторном масле, %, не более:
Без присадки

Отсутствие

-

- -
с присадкой

0,01

0,015

0,025

0,015 0,015
Температура, °С:
Вспышки в открытом тигле, не ниже 225 (закрытый тигель)

200

165

230 210
Застывания, не выше

-18

-15

-43

-25 -25
Коррозионность на пластинках из свинца, г/м2, не более

10

8

5

6 5,0**
Плотность при 20 °С, кг/м3, не более

900

910

900

905 905
Цвет с разбавлением 15:85, ед. ЦНТ, не более

-

7

4

7 7
Массовая доля активных элементов в моторном масле, %, не менее:
Кальция

0,08***

-

0,2

- -
Бария

0,14

-

-

- -
Моющие свойства по ПЗВ, баллы, не более

-

-

-

1 1
Степень чистоты, мг/100 г масла, не более

-

-

-

400 600
Трибологические характеристики при температуре (20+5) °С: показатель износа при постоянной нагрузке 196 Н, мм, не более

-

-

-

0,45 0,45
Массовая доля серы в масле без присадки, %, не более

-

1,1

-

- -
* Зольность сульфатная по ГОСТ 12417-94. ** Коррозионность по ГОСТ 20502-75, метод А, вар.II. *** Кальций нормируется, барий не определяется при производстве масла МС-20П с присадкой ВНИИ НП-714 или ее импортными аналогами.
Примечания.
1. Для всех моторных масел массовая доля воды, %, не более - следы. 
2. Для моторного масла МС-20П нормируется содержание селективных растворителей в масле без присадки - отсутствие;
для моторного масла М-14Б содержание водорасворимых кислот и щелочей - реакция щелочная, содержание фенола в масле без присадки - отсутствие.

 

Моторные масла группы В2

Моторные масла группы В2 вырабатывают из малосернистых и сернистых нефтей. Они содержат композиции присадок, придающие этим маслам эксплуатационные свойства, обеспечивающие надежное смазывание безнаддувных автотракторных дизелей старых моделей, а также судовых, тепловозных, стационарных и транспортных дизелей среднего уровня форсирования при работе на дистиллятных дизельных топливах с содержанием серы до 0,5 % (мас. доля).

Моторные масла М8В2 (ТУ 38.401-58-37-92) и М10В2(ГОСТ 8581-78) готовят на основе смесей дистиллятного и остаточного компонентов, выработанных из сернистых нефтей. Их применяют для смазывания автотракторных дизелей СМД-14, А-41, Д-50, Д-37М и других зимой (М8В2) и летом (М10В2).

Моторное масло М10В2С (ГОСТ 12337-84) производят преимущественно из малосернистых нефтей путем компаундирования дистиллятного и остаточного компонентов с композицией присадок. Применяют для смазывания главных и вспомогательных дизелей морских и речных судов, дизель-генераторов, а также в циркуляционных системах двухтактных крейцкопфных судовых дизелей. Может быть использовано в автотракторных дизелях наравне с летним моторным маслом М10В2.

Моторное масло М14В2(ГОСТ 12337-84) получают смешением дистиллятного и остаточного компонентов, выработанных из сернистых или малосернистых нефтей, с композицией присадок. Используют для смазывания двух- и четырехтактных тепловозных и судовых дизелей тронкового типа при их эксплуатации на дистиллятных дизельных топливах с содержанием серы до 0,5 % (мас. доля), а также двигателей карьерных автосамосвалов.

Моторное масло М20В2Ф (ГОСТ 12337-84) состоит из остаточного базового масла, получаемого из сернистых нефтей, и специальной композиции присадок без дитиофосфатов цинка. Применяют для смазывания судовых дизелей типов 12ЧН 18/20 и ЧН 16/17, имеющих повышенную степень форсирования или эксплуатируемых с увеличенными сроками замены моторного масла.

Моторные масла М14В2з и М20В2 (ГОСТ 23497-79) вырабатывают с использованием соответственно средневязкого компаундированного и остаточного компонентов. К этим базовым маслам, получаемым из сернистых нефтей, добавлены композиции присадок, выбранные с учетом условий применения масел для смазывания дизелей буровых установок зимой и летом. Масло М14В2з (зимнее) загущено вязкостной присадкой, но не является всесезонным моторным маслом.

Моторное масло М16В2 (ТУ 38.101235-74) состоит из смеси остаточного и дистиллятного компонентов, получаемых из малосернистых нефтей, и композиции присадок. Предназначено для смазывания главных двигателей речных судов.

Моторное масло М-16ИХП-З (ГОСТ 25770-83) производят из смеси остаточного и дистиллятного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей. Содержит специфическую композицию присадок. Применяют для смазывания форсированных транспортных дизелей, включая и двигатели с наддувом.

Характеристики моторных масел группы В2

Показатели М8-В2 М-10В2 М-10В2С М-14В2 М-20В2Ф М-16В2 М14В2з М-20В2 М-16ИХП-З
Вязкость моторного масла кинематическая , мм2/с, при температуре:
100 °С

8+0,5

11+0,5

11-12

13,5-14,5

19-22

16+1 13-15 18-22

15,5-16,5

40 °С, не менее

-

-

-

- - - - - 160
0 °С, не более

1200

-

-

- - - 3000 - -
Индекс вязкости, не менее

85

85

83

85 90 85 100 90 90
Щелочное число, мг КОН/г,не менее

3,5

3,5

4

4,8 2,8 3,5 3 3,5 4,0**
Зольность сульфатная, % (мас. доля),не более

1,3

1,3

1

1,2 0,65 0,6* 1,3 1,3 1,25**
Массовая доля механических примесей, %, не более

0,015

0,015

0,01

0,02 0,01 0,025 0,015 0,015 0,013
Температура моторного масла, °С:
вспышки в открытом тигле, не ниже

200

205

210

210 230 200 220 235 225
застывания, не выше

-25

-15

-15

-12 -15 -15 -30 -15 -25
Коррозионность на пластинках из свинца, г/м2, не более

10

10

Отсутствие

10 5 Отсутствие 9
Моющие свойства по ПЗВ, баллы, не более

1

1

-

- - - - - 0,5
Плотность при 20 °С, кг/м3, не более

905

905

900

910 905 - 905 910 905
Термоокислительная стабильность при 250 °С, мин, не менее

50

80

-

- - 60 55 80 100
Стабильность по индукционному периоду осадкообразования (ИПО), выдерживает, ч

30

30

40

50 50 - - - 45
Цвет, ед. ЦНТ, не более:
с разбавлением 15:85

4,5

4,5

3,5

4 3,5 - - - 6
без разбавления

-

-

-

- - 6 7,5 7,5 -
Трибологические характеристики моторного масла при температуре (20+5)°С:
индекс задира, кгс

-

-

-

37 336 - - - 34
критическая нагрузка, Н, не менее

-

-

-

784 823 - - - -
показатель износа при постоянной нагрузке 196 Н, мм, не более

-

-

-

0,4 0,32 - - - -
Массовая доля активных элементов в моторном масле, %, не менее:
Кальция

0,08

0,08

0,19

0,15*** 0,08 - 0,16 0,08 -
бария

0,18

0,18

-

0,13*** 0,07 - - 0,25 0,6
цинка 0,05

0,05

0,05

0,045 - - 0,09 0,05 -
Фосфора 0,05 0,05

0,05

0,04 0,03 - - - -
Степень чистоты, мг/100 г масла, не более

500

500

-

600 400 - - 200 320
Моющий потенциал, %, не менее

-

-

-

- - - 35Ф - 80Ф
* Зольность оксидная по ГОСТ 1461-75 ** С новой композицией присадок щелочное число не менее 3,8 мг КОН/г и зольность не более 1,4 % (мас. доля). *** При производстве моторного масла М-14В2 с присадкой ВНИИ НП-714 или ее импортными аналогами массовая доля кальция не менее 0,23%, а массовая доля бария не нормируется и не определяется
Примечание. Для всех моторных масел массовая доля воды, %, не более - следы.

 

Моторные масла группы Г2

Моторное масло Г2 вырабатывают из сернистых и малосернистых нефтей. Все масла этой группы содержат значительно больше более эффективных присадок, чем масла группы В2.
Высокая степень легирования моторных масел группы Г2 позволяет применять их в более жестких условиях, где необходима высокая термическая стабильность, лучшие антиокислительные, моюще-диспергирующие, нейтрализующие и противоизносные свойства. Высокооборотные дизели, смазываемые моторными маслами группы Г2, эксплуатируют на дистиллятных топливах с содержанием серы до 0,5 % (мас. доля), а средне- и малооборотные судовые дизели с большим диаметром цилиндра - до 1,5 % (мас. доля).

Моторные масла М8Г2 и М10Г2 (ГОСТ 8581-78) получают смешением дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, с композицией присадок. Используют соответственно для зимней и летней эксплуатации автотракторных дизелей без наддува или с невысоким наддувом. Масло М10Г2 применяют также для смазывания высокооборотных стационарных дизелей и дизель-генераторов.

Моторные масла М8Г2к и М10Г2к (ГОСТ 8581-78) отличаются от масел М8Г2 и М10Г2 только существенно более эффективными композициями присадок, что дает возможность увеличивать сроки замены масла, успешно использовать масла М8Г2к и М10Г2к в современных автомобилях КамАЗ, ЗИЛ, а также автобусах "Икарус".

Моторное масло М14Г2к (ТУ 38.401-58-98-94) имеет тот же состав, что и масла Г2к (ГОСТ 8581-78). 
Предназначено для четырехтактных транспортных дизелей. Можно применять вместо масла М10Г2к для летней эксплуатации автотракторных дизелей в регионах с продолжительным и жарким летом.

Моторные масла М8Г2У и М10Г2У (ТУ 38.401-58-21-91) получают смешением дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, с композицией присадок, отличающейся существенно повышенными и пролонгированными антиокислительными и моюще-диспергирующими свойствами. 
Предназначены для автотракторных и стационарных дизелей, в которых применяют масла М8Г2к и М10Г2к. Переход на масла марки Г2у дает возможность увеличить срок замены масла и элементов фильтров тонкой очистки в 2 раза, сократить расход масла и затраты на техническое обслуживание дизелей, уменьшить вдвое объем отработанных моторных масел, что важно для экологии тех местностей, где нет условий для их утилизации. 
В двигателях автомобилей КамАЗ замена моторного масла необходима после пробега 25-30 тыс. км.

Моторные масла М-10Г2ЦС, М-14Г2ЦС и М-16Г2ЦС (ГОСТ 12337-84) состоят из смесей дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых или малосернистых нефтей, и композиции эффективных присадок. 
Предназначены для смазывания главных и вспомогательных тронковых дизелей судов морского транспортного, промыслового и речного флота. Масло М-10Г2ЦС используют также в циркуляционных системах крейцкопфных дизелей высокой степени форсирования, а моторное масло М-16Г2ЦС - для смазывания цилиндров тронковых и крейцкопфных дизелей с помощью лубрикаторов, когда массовая доля серы в применяемом топливе не более 1,5 %. 
Масло М-14Г2ЦС широко применяют в тепловозных дизелях типа ЧН 26/26, стационарных дизель-генераторах с двигателями типа ЧН 40/48, дизель-редукторных агрегатах с двигателями типа ЧН 40/46. Моторные масла марки Г2ЦС получили допуск к применению у зарубежных дизелестроителей.

Моторные масла М-10Г2ЦС, М-14Г2ЦС и М-16Г2ЦС могут использоваться для смазывания ряда судовых механизмов и агрегатов, где необходимы масла соответствующих вязкостей (редукторы, компрессоры, воздуходувки и др.). Отличительная особенность этих моторных масел - очень хорошая влагостойкость, малая эмульгируемость с водой и легкое отделение воды при сепарации.

Моторное масло М14Г2 (ГОСТ 12337-84) состоит из смеси дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, и композиции присадок с особо высокими моющими свойствами. Предназначено для смазывания тепловозных дизелей типа ЧН 26/26 при работе на топливе с массовой долей серы до 0,5 %.

Моторное масло М20Г2 (ГОСТ 12337-84) состоит из остаточного базового моторного масла и композиции присадок, обеспечивающей надежное смазывание в специфических условиях двухтактных дизелей. Предназначено для эксплуатации судовых и стационарных дизелей типа ДН 23/2?30.

Характеристики моторных масел группы Г2 для автотракторных и транспортных дизелей

Показатели

М-8Г2

М-10Г2

М-8Г2к

М-10Г2к

М-14Г2к М-8Г2У М-10Г2У
Вязкость моторного масла кинематическая, мм2/с, при температуре:
100 °С

8,0+0,5

11,0+0,5

8,0+0,5

11,0+0,5

14,0-15,0

8,0-9,0

11,0-12,0

0 °С, не более

1200

-

1200

-

-

-

-

-12 °С, не более

-

-

-

-

-

4000

-

Индекс вязкости, не менее

85

85

95

95

90

95

90

Температура, °С:
Вспышки в открытом тигле, не ниже

200

205

210

220

215

210 225
Застывания, не выше

-25

-15

-30

-18

-25

-30

-15

Коррозионность на пластинках из свинца, г/м2, не более

20

20

Отсутствует

Моющие свойства по ПЗВ, баллы, не более

1

1

0,5

0,5

0,5

-

-

Термоокислительная стабильность при 250 °С, мин, не менее

60

90

65

65 - - -
Щелочное число, мг КОН/г, не менее

6

6

6

6 6 7,5 7,5
Зольность сульфатная, % (мас. Доля), не более

1,65

1,65

1,15

1,15 1,15 1,35 1,35

Стабильность по индукционному периоду осадкообразования (ИПО), выдерживает, ч

35

40

35

50 50 45 55
Цвет с разбавлением 15:85, ед. ЦНТ, не более

4,5

5

3

3 4 4 4
Плотность при 20 °С, кг/м3, не более

905

905

905

900 9 10 905 905
Массовая доля активных элементов в моторном масле, %, не менее:
Кальция

0,15

0,15

0,19

0,19 0,19 0,3 0,3
Бария

0,45

0,45

-

- - - -
Цинка

0,06

0,06

0,05

0,05 0,05 0,1 0,1
Фосфора

0,06

0,06

0,05

0,05 0,05 0,05 0,05
Степень чистоты, мг/100 г, не более 500 500 450 500 - - -
Примечание. Для всех моторных масел массовая доля, %, не более: механических примесей - 0,015; воды - следы.

 

Характеристики моторных масел группы Г2 для судовых, тепловозных и стационарных дизелей

Показатели

М-10Г2ЦС

М-14Г2ЦС

М-16Г2ЦС

М-14Г2

М-20Г2
Вязкость кинематическая при 100°С, мм2/с

10,0-11,0

13,5-15,0

15,5-17,0

13,5-14,5

20

Индекс вязкости, не менее

92

92

92

90

85

Щелочное число, мг КОН/г, не менее

9

9

9

8

9

Зольность сульфатная, % (мас. доля), не более

1,5

1,5

1,5

1,3

1,9

Массовая доля механических примесей, %, не более

0,01

0,01

0,01

0,01

0,02

Температура, °С:
вспышки в открытом тигле, не ниже

210

215

210

220

235

застывания, не выше

-10

-10

-10

-12

-15

Степень чистоты, мг/100 г, не более

600

600

600

600 400
Трибологические характеристики моторного масла при температуре (20+5) °С:
индекс задира, кгс

34

34

34

34 37
критическая нагрузка, Н, не менее

823

823

823

823 823

показатель износа при постояной нагрузке 196 Н, мм, не более

0,40

0,4

0,4

0,45 0,35
Цвет с разбавлением 15:85, ед. ЦНТ, не более

4

4

4

4 6,5
Плотность при 20°С, кг/м3, не более

910

910

910

905 9 07
Массовая доля активных элементов в моторном масле, %, не менее:
Кальция

0,28

0,28

0,28

0,23 0,36
Цинка

0,045

0,045

0,045

0,045 0,05
Фосфора

0,04

0,04

0,04

0,04 0,05
Вымываемость присадок водой:
снижение щелочного числа, %, не более

10

10

10

- -
снижение зольности, %, не более

10

10

10

- -
эмульгируемость с водой, см3, не более

0,3

0,3

0,5

- -
Примечание. Для всех моторных масел: массовая доля воды - следы; коррозионность на пластинках из свинца - отсутствие; стабильность по индукционному периоду осадкообразования в течение 50 ч - выдерживает.

 

Моторные масла группы Д2

Моторные масла группы Д2 вырабатывают на основе базовых компонентов, получаемых из сернистых нефтей, или с применением синтетических компонентов. В составах моторных масел группы Д2 эффективные присадки используют в высоких концентрациях для достижения уровня эксплуатационных свойств, обеспечивающего длительную работоспособность наиболее форсированных двигателей в особо тяжелых эксплуатационных условиях, в частности при применении топлив с повышенным содержанием серы.

Моторные масла М8ДМ и М10ДМ (ГОСТ 8581-78)  состоят из смесей дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, и новой композиции присадок, улучшающей антикоррозионные и противоизносные свойства масел марки ДМ.
Предназначены соответственно для зимней и летней эксплуатации высокофорсированных дизелей с турбонаддувом, работающих в тяжелых условиях. Могут использоваться в дизелях без наддува со значительно увеличенным пробегом между заменами масла. Обеспечивают надежное смазывание отечественной и импортной техники (карьерные большегрузные самосвалы, промышленные тракторы большой мощности с двигателями водяного или воздушного охлаждения, экскаваторы, бульдозеры, автопогрузчики, трубоукладчики).

Моторное масло М-14ДМ (ТУ 38.401-58-22-91) отличается от масла М-10ДМ большей вязкостью базового масла, но имеет то же назначение. Предпочтительно применение в местностях с жарким продолжительным летом, а также в двигателях, для смазывания которых необходимо моторное масло класса вязкости 14 (SАЕ 40).

Моторное масло М-6З/14ДМ (ТУ 38.401-938-92) состоит из маловязкого базового масла, выработанного из сернистых нефтей и загущенного вязкостной присадкой, и композиции присадок. Это всесезонное масло может применяться круглый год в дизелях с наддувом, эксплуатируемых в тяжелых условиях, вместо двух сезонных моторных масел М-8ДМ и М-10ДМ.

Моторное масло МТ-5З/10Д (ТУ 38.401-58-40-92)  готовят путем загущения маловязкого базового масла из сернистых нефтей полимерной вязкостной присадкой и добавления композиции присадок, придающей готовому продукту свойства высокоэффективного дизельного масла, трансмиссионного масла группы ТМ-4 (GL-4 по АРI) и гидравлической жидкости для гидросистем промышленных тракторов и сельскохозяйственных машин. 
Применяют всесезонно в регионах с умеренными климатическими условиями как единое моторно-трансмиссионно-гидравлическое масло, обеспечивающее надежное смазывание дизелей с наддувом, включая двигатели воздушного охлаждения, агрегатов тракторных трансмиссий и гидросистем, управляющих рабочими органами машин.
Аналогично импортным маслам, называемым STOU (Super Tractor Oil Universal).

Моторное масло МТ-4З/8ДС (ТУ 38.401-58-54-92) готовят на основе синтетических базовых компонентов и специальной композиции присадок. Используют как всесезонное единое масло для двигателей, агрегатов трансмиссий и гидросистем промышленных тракторов в климатических условиях Севера. Применяют во всех объектах техники, смазываемых маслом МТ-5З/10Д при умеренных климатических условиях.

Моторное масло М-14ДР (ТУ 38.401-1063-97) состоит из смеси дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, и композиции присадок, придающих маслу повышенную стойкость к старению. Предназначено для смазывания тепловозных дизелей типа ЧН 26/26 при работе на топливе с содержанием серы до 0,5 %. Обеспечивает значительное увеличение пробега без замены масла и увеличение срока службы элементов фильтров тонкой очистки по сравнению с моторными маслами М-14Г2 и М-14Г2ЦС.
Аналогично импортным маслам четвертого поколения.

Моторное масло М-16ДР (ГОСТ 12337-84) отличается от масла М-14ДР только несколько большей вязкостью основы. Предназначено для смазывания судовых двух- и четырехтактных дизелей тронкового типа ДН 23/30, ЧН 26/26 и ЧН 30/38 при работе на топливе с массовой долей серы до 0,5 %. Обладает повышенной стойкостью к старению.

Моторные масла М-10ДЦЛ20, М-14ДЦЛ20 и М-14ДЦЛ30 (ГОСТ 12337-84) состоят из смесей дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, и композиций присадок в различной дозировке для получения готового масла с щелочными числами около 20 или 30 мг КОН/г. Предназначены для смазывания среднеоборотных тронковых судовых дизелей с циркуляционной или комбинированной смазочной системой. 
Масла М-10ДЦЛ20 и М-14ДЦЛ20 используют при работе на тяжелых топливах с массовой долей серы до 2,5-3,0 %, масло М-14ДЦЛ30 - при большем содержании серы.
Обладают хорошей влагостойкостью и малой эмульгируемостью с водой, легко отделяют воду при сепарации. 
Допущены к применению зарубежными дизелестроительными фирмами.

Характеристики масел группы Д2 для автотракторных дизелей

Показатели

М-8ДМ

М-10ДМ

М-14ДМ

М-6З/14ДМ

МТ-4З/8ДС

МТ-5З/10Д

Вязкость моторного масла кинематическая, мм2/с, при температуре:
100 °С

8,0-8,5

11,4

14,0-15,0

14,0-15,5

7,5-8,5

9,5-11,5
-12 °С, не более

4000

-

-

-

-

-

-18 °С, не более

-

-

-

10400

2600

6000
Вязкость моторного масла динамическая, Па•с, не более, при температуре:
-25 °С

-

-

-

40

-

-

-40 °С

-

-

-

-

22

-

Индекс вязкости, не менее

102

90

90

120 - 115
Массовая доля в моторном масле, %, не более:
механических примесей

0,02

0,025

0,02

0,02 0,02 0,015
воды

Следы

Температура, °С:
вспышки в открытом тигле, не ниже

195

220

230

210 200 200

застывания, не выше

-30

-18

-15

-30 -55 -40
Коррозионность на пластинках из свинца, г/м2, не более

Отсутствие

10 10
Моющие свойства по ПЗВ, баллы, не более

0,5

-

-

- - -
Щелочное число, мг КОН/г, не менее

8,5

8,2

8

9 7 9
Зольность сульфатная, %, не более

1,5

1,5

1,5

1,6 1,65 1,65
Стабильность по индукционному периоду осадкообразования (ИПО), выдерживает, ч

35

60

60

35 25 25
Цвет с разбавлением 15:85, ед. ЦНТ, не более

3,5

3,5

-

- 2,5 -
Плотность при 20 °С, кг/м3, не более

897

905

-

- - -
Массовая доля активных элементов в моторном масле, %, не менее:
Кальция

-

0,15

0,35

0,35 0,3 -
Цинка

-

0,04

0,07

0,09 0,1 -
Фосфора

-

-

-

0,08 0,06 -
Трибологические характеристики моторного масла при температуре (20+5) °С:
индекс задира, не менее

-

-

-

- 30 35
критическая нагрузка, Н, не менее

-

-

-

- 784 872
нагрузка сваривания, Н, не менее

-

-

-

- 1646 2195

 

Моторные масла групп Г1, В и В1

Масла группы Г1 предназначены для использования в форсированных двигателях легковых автомобилей, которые работают на бензинах с октановым числом по исследовательскому методу выше 90. Эти масла содержат высокоэффективные композиции отечественных присадок или пакеты импортных присадок. Их готовят на основе дистиллятных компонентов, загущенных макрополимерными присадками.

Масла групп В и В1 предназначены для двигателей легковых и грузовых автомобилей, работающих на бензине с октановым числом до 80. Их применяют всесезонно. Они содержат композиции отечественных присадок или пакеты импортных присадок, добавляемых к дистиллятным или компаундированным базовым маслам.

Характеристики моторных масел групп Г1, В и В1

Показатели

М-6З/12Г1

М-5З/10Г1

М-4З/6В1

М8В

М-6З/10В

Вязкость  кинематическая, мм2/с, при температуре:
100 °С

>=12

10-11

5,5-6,5

7,5-8,5

9,5-10,5

0 °С

-

-

-

<=1200

-

-18 °С

<=10400

Не нормируется

1100-2600

Не нормируется

<=9000

-30 °С

-

-

<=11000

-

-

Индекс вязкости, не менее

115

120

125

93 120
Массовая доля, %, не более:
механических примесей

0,015

0,015

0,02

0,015

0,02

воды

Следы

Температура, °С: вспышки в открытом тигле,
не ниже

210

200

165

207 190
застывания, не выше

-30

-38

-42

-125 -30
Коррозионность на пластинках из свинца, г/м2, не более Отсутствие

Не нормируется

5

10 4
Моющие свойства по ПЗВ, баллы, не более

0,5

-

1

- 0,5
Щелочное число, мг КОН/г, не менее

7,5

5

5,5

4,2 5,5
Зольность сульфатная, %, не более 1,3 0,9 1,3 0,95 1,3
Стабильность по индукционному периоду осадкообразования (ИПО), ч:
15

-

-

Выдерживает

- -
20

-

Не нор мируется

-

- -
30 Выдерживает        
воды

Следы

Цвет, ед. ЦНТ, не более:
без разбавления

7,5

5

-

- -

с разбавлением 15:85

-

-

3

3,5 3
Плотность при 20 °С, кг/м3, не более 900

900

880

905 890
Массовая доля активных элементов, %, не менее:
кальция

0,23

0,2

-

0,16 -
цинка

0,1

0,12

-

0,09 -
фосфора

-

-

-

0,09 -
Вязкость динамическая, мПа•с, не более, при температуре:
-18 °С

-

2300

-

- -
-15 °С

4500

-

Не нормируется

- -

 

Моторное масло М-5з/10Г1 (ГОСТ 10541-78) готовят на базовом масле И-20А. Используют в регионах с низкими температурами зимних месяцев как всесезонное.


Моторное масло М-6з/12Г1 (ГОСТ 10541-78) готовят на основе смеси дистиллятных компонентов различной вязкости с добавлением присадок, обеспечивающих высокие противоизносные свойства. 
Применяют всесезонно в регионах с умеренными климатическими условиями при температуре воздуха от -20 до +45 °С.

Моторное масло  М-4з/6В1 (ГОСТ 10541-78) получают загущением базового масла (веретенное АУ) полиметакрилатной присадкой и добавлением композиции моющих, антиокислительной и противопенной присадок. 
Применяют всесезонно в северной климатической зоне и в районах с умеренными климатическими условиями только как зимнее масло. Обеспечивает холодный пуск двигателя при -30 °С.

Моторное масло М-6з/10В(ГОСТ 10541-78) получают на основе высококачественного компаундированного базового масла и эффективной композиции присадок. 
Применяют всесезонно в среднефорсированных бензиновых двигателях и безнаддувных дизелях. Это универсальное масло отличается повышенной работоспособностью. В бензиновых двигателях грузовых автомобилей пробег до замены масла составляет 18 тыс. км, а в дизелях - до 500 моточасов.

Моторное масло М8В (ГОСТ 10541-78) готовят из смеси дистиллятного и остаточного компонентов или дистиллятного компонента узкого фракционного состава с эффективной композицией присадок. Используют всесезонно в среднефорсированных бензиновых двигателях легковых и грузовых автомобилей с периодичностью замены до 18 тыс. км пробега, а также как зимнее масло для среднефорсированных автотракторных дизелей.