Словарь терминов
Для поиска информации на этой странице используйте стандартное сочетание клавиш "Ctrl" + "F".
Emcor - Испытание на защиту от коррозии, которую консистентная смазка обеспечивает подшипнику качения в присутствии воды: не меньше двух смазанных консистентной смазкой шариковых подшипников работают в воде в течении примерно одной недели. Величина коррозии колец определяется по шкале от 0 до 5 (0 = нет коррозии, 5 = очень сильная коррозия). |
H1, H2, H3 - См. NSF |
NSF (National Sanitation Foundation = Национальный Фонд Санитарной Охраны) - организация, которая разрабатывает стандарты и производит сертификацию продуктов, а также ведет просветительскую работу в области здравоохранения и безопасности. |
O.K. load (допустимая нагрузка) - показатель устойчивости смазочного вещества к давлению. Это максимальная нагрузка при которой еще не происходит разрыва смазочной пленки, и, таким образом, не происходит сваривания испытываемых образцов (выражается в ньютонах [Н]). |
Абразивный износ - механический износ во время скольжения двух поверхностей друг по другу. Адгезивные смазочные вещества - смазочные вещества с компонентами, улучшающими адгезию, которые не срываются с поверхностей центробежными силами. |
Абсорбция - растворение газов в жидкостях. Иногда относится также к абсорбции газов жидкостями. |
Алканы - простейшие гомологические ряды предельных алифатических углеводородов, состоящие из метана (CH4), этана (C2H6), пропана (C3H8) и т.д., известны также как парафины. |
Алкены - гомологические ряды алифатических непредельных углеводородов, содержащих одну двойную углерод-угеродную связь, состоящие из этена (C2H4), пропена (C3H6), бутена (C4H8) и т.д.; известны также как олефины. |
Алкил - термин, используемый для описания органического радикала (группы), состоящего из частицы, несущей неспаренный электрон на атоме углерода и не содержащего ненасыщенных углерод-углеродных связей, например метиловые (CH3) и этиловые (C2H5) радикалы. |
Анилиновая точка - наименьшая температура, при которой равные объемы анилина и углеводородного топлива или базового масла полностью раст-воримы друг в друге. Показатель содержания ароматики в углеводородной смеси, исполь-зуемый для оценки растворяющей способнос-ти базового масла или цетанового числа дистиллятного топлива. |
Антиокислительная способность масла - определяет длительность его работы в системе без замены. |
Антипенные свойства - характеризуют способность жидкости выделять воздух без образования пены. |
Антистатическая присадка - присадка, которая повышает электрическую проводимость углеводородного топлива и ускоряет распространение электростатичес-кого заряда во время быстрого перемещения топлива, понижая пожаровзрывоопасность. |
Антифрикционное покрытие - наиболее обычный и широко используемый в настоящее время тип сухой смазки. Эта группа включает материалы как с отверждением на воздухе, так и с тепловым отверждением. Эти смеси обычно состоят из твердого смазочного вещества, называемого «пигментом» и связующего агента. См. «связующее вещество». |
Ароматический - термин, используемый для описания непредельных органических соединений, содержащих одну или более кольцевых структур с дело-кализованными электронами, напр. бензол (C6H6). |
База - базовая жидкость, обычно очищенная нефтя-ная фракция или подобранный синте-тический продукт, в которую для получения товарного масла добавляются присадки. |
Базовое масло - основная компонента смазочных масел и консистентных смазок. |
Бактерициды - присадки, препятствующие размножению бак-терий в водной составляющей жидкостей, тем самым предотвращают появление неприятного запаха. |
Барель - единица измерения объема нефти и нефтепродуктов: 1 барель = 42 американских галлона (прибл.), или 159 литров (прибл.); 7.3 бареля = 1 тонна (прибл.); 6.29 барелей = 1 куб.м. |
Белое масло - высокоочищенная масляная фракция, используемая в специальных областях применения, таких как косметика и медицина. |
Бензин - легкоиспаряющаяся смесь жидких углеводородов, содержащая небольшое количество присадок, и пригодная для использования в качестве топлива в двигателях внутреннего сгорания с зажиганием от искры. |
Битумы - представляют собой коричневый или черный остаток вакуумной перегонки нефти. Он состоит из высокомолекулярных углеводородов и небольших количеств сернистых и азотистых соединений. |
Брайтсток - тяжелый остаточный компонент масла с низкой температурой застывания, используемый при приготовлении масел для повышения прочности смазочной пленки в подшипниках; предотвращает задиры и уменьшает расход масла. Обычно идентифицируется по вязкости в сантистоксах при 100°С. |
Величина DN - параметр, определяющий выбор консистентной смазки, которая должна использоваться в подшипнике качения при заданной скорости его вращения. Он представляет собой средний диаметр подшипника в мм, умноженный на скорость вращения в оборотах в минуту. |
Вещества для повышения клейкости / усилители адгезии - присадки, добавляемые к маслам и консистентным смазкам для улучшения адгезии (например, полиизобутен). |
Взятие проб - процесс получения небольших количеств материала, по возможности содержащего все основные характеристики всего объема материала. |
Водостойкость консистентной смазки - поведение консистентных смазок в присутствии воды имеет большое значение с точки зрения возможности их использования в качестве антифрикционных смазок для подшипников. Для таких применений требуются либо водоотталкивающие (водостойкие) либо поглощающие воду (эмульгируемые) антифрикционные консистентные смазки. |
Временная потеря вязкости - мера понижения динамической вязкости при высокой скорости сдвига в сравнении с динамической вязкостью при низкой скорости сдвига. |
Выпотевание масла - «вытекание» масла из консистентной смазки во время хранения или в результате механического/динамического или температурного стресса. |
Вязкость (или Динамическая вязкость) - внутреннее трение или свойство жидкости оказывать сопротивление перемещению ее частиц под влиянием действующих на них внешних сил. Она характеризует несущую способность и прокачиваемость жидкости. Ее измеряют с помощью вискозиметров и обозначают в Па·с или пуазах . |
Вязкость по Брукфильду - мера характеристической вязкости неньютоновских жидкостей, определяемая в вискозиметре Брукфильда при определенной температуре и скорости сдвига. |
Вязкость - вязкость представляет собой меру внутреннего трения в жидкости или ее сопротивления течению. |
Газойль - промежуточный дистиллят, получаемый при переработке нефти на стадии между смазочными маслами и керосином; используется для производства дизельного топлива и сжигается с системах центрального отопления. |
Газообразное топливо - сжиженные или сжатые углеводородные газы (пропан, бутан или природный газ) находят все большее применение в автомобилях, как заменители бензина и дизельного топлива. |
Гидродоочистка - процесс обработки очищенного базового компонента водородом для насыщения им с целью улучшения стабильности. |
Гидролитическая стабильность - способность присадок и определенных синтетических масел сопротивляться химическому разложению (гидролизу) в присутствии воды. |
Головка - верхняя часть поршня в двигателе внутреннего сгорания, расположенная выше первого поршневого кольца, подвергающаяся прямому воздействию пламени. |
Граничная смазка - смазка двух трущихся поверхностей без создания непрерывной смазочной пленки. Она имеет место при высоких нагрузках и требует использования противоизносных или противозадирных присадок для предотвращения непосредственного контакта металлов. |
Давление насыщенных паров - мера давления паров, накапливающихся над пробой бензина или другого летучего топлива, в стандартной бомбе при 37,8°С. Используется для прогнозирования склонности топлива образовывать паровые пробки в топливной системе. В некоторых районах контролируется законодательством для ограничения загрязнения воздуха парами углеводородов при заправке автомобилей. |
Денатураты - токсичные или вредные соединения, добавка которых к топливному этанолу делает его непригодным для пищевых целей. |
Депрессант точки текучести - присадка, используемая для понижения температуры застывания смазочной жидкости. |
Депрессор - присадка, используемая для понижения температуры застывания или улучшения низкотемпературной текучести нефтепродуктов. |
Детергент - агент для разрыхления и удаления остатков и налетов с поверхностей скольжения. |
Детергент - вещество, добавляемое в топливо или масло, для поддержания чистоты деталей двигателя. В моторных маслах наиболее обычными детергентами являются металлические мыла с запасом щелочности для нейтрализации кислот, образующихся в процессе сгорания. |
Детонация - неуправляемое взрывное сгорание последних порций топливовоздушной смеси в цилиндре двигателей с зажиганием от искры, сопровождающееся "стуком". |
Деэмульгирующая способность - показатель способности жидкости отделяться от воды. |
Диапазон эксплуатационных температур - диапазон, в котором смазка соответствует техническим требованиям, и сохраняется приемлемый интервал между подачами доз смазки. |
Динамическая вязкость - мера внутреннего трения во время течения смазочного масла (например, течения через трубы или щели). |
Диспергирующие свойства - способность масла препятствовать образованию крупных частиц продуктов окисления, а при их появлении разрушать их. |
Дисперсант - присадка, которая способствует поддержанию твердых загрязнений в картерном масле в состоянии коллоидной суспензии, предотвращая образование шламов и лаков на деталях двигателя. Обычно это беззольные, не содержащие металла соединения, используемые в сочетании с детергентами. |
Дисперсные системы - название, применяемое к системам двух веществ, в которых одно вещество содержится в другом (жидком) в диспергированной форме. |
Дистиллятное масло - основа наиболее употребительных автомобильных и дизельных смазочных материалов; представляет собой летучие погоны вакуумной дистилляции. |
Дистилляция - основной метод анализа, используемый для характеристики испаряемости бензина или дистиллятного топлива. |
Дисульфид молибдена (MoS2) - твердая смазка. |
Жидкостное трение - имеет место между молекулами находящегося в движении газа или жидкости, и выражается как напряжение сдвига. |
Загустители - загустители обычно представляют собой мыла металлов (загущение мылом), но могут использоваться и другие органические и неорганические загущающие агенты (немыльное загущение, например, кремнеземом, бентонитом, мочевиной, ПТФЭ и др.). |
Загущающая присадка - присадка к смазочным маслам, обычно представляющая собой высокомолекулярный полимер, которая снижает тенденцию к изменению вязкости масла с изменением температуры. |
Задир - катастрофический износ, наблюдаемый в двигателях из-за местного сваривания и разрушения мест сварки. Его можно предотвратить использованием противоизносных, противозадирных присадок и модификаторов трения. |
Зола - металлсодержащие отложения, образующиеся в камере сгорания и на деталях двигателя в процессе работы при высокой температуре. |
Измерение вязкости - вязкости измеряются различными вискозиметрами. Единицей измерения является мм2/с. Важным фактором при измерении вязкости является температура, потому что вязкость существенно зависит от температуры. (Холодные масла являются более вязкими, теплые масла - менее вязкими.) |
Износ - вызывается трением и прямым контактом между противостоящими поверхностями после разрушения смазочной пленки. |
Изъязвление (питтинг) - напоминающие кратеры раковины в металле (например, по полюсной линии зубчатой передачи), вызванные усталостью материала. |
Имитатор холодного пуска (CCS) - вискозиметр со средней величиной скорости сдвига, который позволяет предсказать, разовьет ли холодный двигатель пусковые обороты при использовании данного масла. |
Ингибитор коррозии - присадка, защищающая смазанные металлические поверхности от химического воздействия воды или других загрязнений. |
Ингибитор - присадка, которая улучшает характеристики нефтепродукта, подавляя нежелательные химические реакции, например ингибитор окисления, ингибитор ржавления и т.д. |
Индекс вязкости - эмпирическое число, которое указывает на степень изменения вязкости масла при изменении температуры. Масла с высоким индексом вязкости проявляют меньшую зависимость вязкости от температуры, чем масла с низким индексом вязкости. Для повышения индекса вязкости проводят глубокую гидроочистку базовых масел или используют вязкостные присадки (маслорастворимые полимеры) или синтетические (полимерные) масла. |
Индекс стабильности против деструкции - мера влияния загущающей присадки на потерю кинематической вязкости масла при его работе в двигателе или при испытании в специальных условиях. |
Индукционный период - период времени при испытании на окисление, в продолжение которого окисление протекает с постоянной и сравнительно низкой скоростью. Он заканчивается в момент, когда скорость окисления резко возрастает. |
Испаряемость - способность нефтепродуктов переходить из жидкого состояния в газообразное, оценивается по давлению насыщенных паров и фракционному составу. Испаряемость масел и смазок при данной температуре определяют по потере массы образца в течение 1 часа, и выражают в % массовых от взятой навески. |
Испытание в солевом тумане - коррозия стали измеряется в условиях воздействия соляного тумана. Стальной лист покрывается смазкой и подвергается действию соляного тумана в замкнутой камере. После испытания измеряется число часов, прошедшее до момента образования определенной степени коррозии. |
Кавитация - образование пространства в текущей жидкости в результате помещения неподвижного предмета на ее пути, или в неподвижной жидкости в результате движения в ней предмета, например, за лопастями мешалки или в насосе при неправильной заливке |
Каталитический нейтрализатор - часть автомобильной системы понижения токсичности отработавших газов. Окислительные нейтрализаторы удаляют из отработавших газов углеводороды и окись углерода (СО). Понижающие нейтрализаторы воздействуют на содержание в газах оксидов азота (NOx). В обоих нейтрализаторах используются катализаторы, содержащие благородные металлы (платину, палладий или родий), которые могут подвергаться действию свинца из соединений топлива или масла. |
Керосин - дистиллят средней легкости, получаемый в результате переработки нефти, промежуточный между газойлем и газообразными топливами; используется для освещения и обогрева, а также для производства топлива для реактивных и турбореактивных самолетных двигателей. |
Кинематическая вязкость - показывает зависимость между динамической вязкостью и плотностью жидкости. Это - основной показатель смазочных масел. Ее определяют в капиллярных вискозиметрах путем измерения времени протекания известного объема жидкости через небольшое калиброванное отверстие при заданной температуре. Кинематическую вязкость обозначают в мм2/сек или сантистоксах (сСт). |
Кислородосодержащее топливо - топливо для двигателей внутреннего сгорания, которое содержит в молекуле кислород, т.е. спирты, простые и сложные эфиры. Термин также относится к смесям бензина с кислородсодержащими продуктами, т.е. к газоходу, который содержит 10% по объему безводного этанола в неэтилированном бензине.Кислородсодержащие продукты - кислородсодержащие беззольные органические соединения, такие как спирты и эфиры, которые могут использоваться как топливо или как заменители топлива. |
Кислотное число - число, соответствующее количеству КОН, необходимого для нейтрализации всех типов кислот в нефтяном продукте. |
Кодовая категория H1: Смазочные вещества с возможностью случайного контакта с продуктами питания должны соответствовать стандарту 21 CFR 178.3570; они могут использоваться в условиях производства продуктов питания, где имеется возможность случайного контакта с пищей |
Кодовая категория H2: Смазочные вещества, не контактирующие с продуктами питания; могут использоваться в оборудовании и деталях машин в тех местах, где исключена возможность контакта между смазкой и продуктами питания |
Кодовая категория H3: Растворимые масла |
Коксовый остаток - коксоподобное вещество, остающееся после выдержки масла при высокой температуре в контролируемых условиях. |
Коллоид - взвесь мелких частиц (от 105 до 107 см) в жидкости, которая ведет себя как раствор (не происходит осаждения частиц). |
Коллоидная стабильность - способность смазки не выделять масло из своего состава. |
Кольца - кольцевой металлический элемент, который устанавливается в канавку поршня и обеспечивает уплотнение газов в процессе сгорания. Служит также для распределения масла по цилиндру. |
Комплексные консистентные смазки - консистентные смазки с загустителями на базе мыла, образованного соединением гидроксидов металлов с различными кислотами. Особенно хорошо подходят для приложений, требующих высокотемпературной долговременной смазки. |
Консервационная смазка - соединение для покрытия металлических поверхностей пленкой, которая защищает от ржавления. Обычно используется для предохранения оборудования при его хранении. |
Консистентная смазка - 2-фазная система: загуститель с жидкостью, смазочное средство. |
Консистенция - мера состояния (твердости) консистентных смазок. Она измеряется по пенетрации инструмента в нерабочую и рабочую смазку и количественно выражается в соответствии с рекомендациями NLGI (National Lubricating Grease Institute = Национальный Институт Консистентных Смазок). Для упрощения выражения консистенции консистентных смазок, весь диапазон консистенции в соответствии с пенетрацией в рабочую смазку делится на девять классов. |
Коррозионная активность - нефтепродукта оценивается по коррозии на поверхности металлического образца после испытаний в этом нефтепродукте. Коррозия медных образцов оценивается изменением цвета, чугунных и стальных образцов - количеством очагов коррозии (пятен, точек и потускнения), а свинцовых образцов - потерей их веса. |
Коррозионное истирание (фреттинг-коррозия) - ржавчина, которая образуется на посадочных местах. Если говорить точнее, то это фрикционный износ, которому подвергаются подвижные детали и их посадочные места изза колебательных движений с очень малой амплитудой и высокой частотой. Обычно очень маленькие частицы железа, образующиеся в результате износа, реагируя с кислородом, образуют ржавчину, которая, в конце концов, вызывает заклинивание на опорной поверхности. Другим отрицательным эффектом коррозионного истирания является быстрое развитие усталости сталей, которое легко может привести к поломке. (Наиболее надежным средством предотвращения фреттингкоррозии является предотвращение контакта двух металлов пары, например, с помощью твердых смазочных веществ.) |
Коррозия на медной пластинке - качественная оценка склонности нефтепродукта вызывать коррозию чистой меди. |
Коэффициент трения - отношение силы трения между двумя поверхностями, скользящими одна по другой, к силе, перпендикулярной этим поверхностям. |
Крекинг - процесс, при котором молекулы углеводорода с тяжелым молекулярным весом распадаются на более легкие. |
Кулачки - эксцентрический вал, используемый в большинстве двигателей внутреннего сгорания для открывания и закрывания клапанов. |
Лак - тонкая, нерастворимая, трудноудаляемая пленка, появляющаяся на внутренних поверхностях двигателя, которая способна вызвать прилипание и нарушение функций движущихся деталей с малыми зазорами. |
Литий - щелочной металл, гидроксид которого вместе с органическими кислотами используется для производства литиевого мыла, служащего загустителем для консистентных смазок. |
Момент трогания - эффективная нагрузка, пересчитанная во вращательный момент, необходимая для отвинчивания болтового соединения (максимальный вращательный момент до начала движения). |
Мыло в консистентной смазке - соединение жирной кислоты и гидроксида металла. За счет правильного выбора жирной кислоты и гидроксида металла (кальции, литий, алюминий) можно изменить такие свойства мыла, как водостойкость и температурная стабильность. |
Набухание / Усадка - под действием смазочных материалов, паров или газов герметизирующие материалы, изготовленные из резины, эластомеров и т. п., могут подвергаться нежелательным изменениям, т. е. набухать или сморщиваться. |
Насосы - механические устройства для передачи жидкостей или газов из одного сосуда в другой по трубопроводам. Существуют разнообразные виды насосов трех типов: возвратно-поступательные, шестиренные и центробежные. Выбор насоса зависит от высоты, на которую необходимо нагнетать жидкость (высота нагнетания), количество и типы жидкости (вязкость, коррозионная архивность и т.д.) и наличие первичных двигателей (электрические моторы, турбины и т.д. |
Нафтеновое базовое масло - тип углеводородной жидкости, выработанной из нафтеновой нефти, содержащей высокий процент циклических метиленовых углеводородов. |
Нерабочая пенетрация - консистенция смазки или пасты в состоянии покоя, т. е. в том состоянии, в котором материал поставляется. |
Нерастворимые загрязнения - загрязнения, накапливающиеся в работавших маслах из-за попадания пыли, грязи, частиц износа и/или продуктов окисления. Часто определяются как нерастворимые в пентане или бензоле, что отражает характер этих нерастворимых продуктов. |
Нефтепереработка - серия процессов, предназначенных для превращения сырой нефти и ее фракций в целевые нефтепродукты, включающая термический крекинг, каталитический крекинг, полимеризацию, алкилирование, реформинг, гидрокрекинг, гидроформинг, гидрогенизацию, гидрообработку, гидрофайнинг, экстракцию растворителями, депарафинизацию, обезмасливание, кислотную обработку, фильтрацию с отбеливающей землей и деасфальтизацию. |
Нефтехимический продукт - промежуточный химический продукт, получаемый из нефти, жидких углеводородов или природного газа. |
Нефть - Смесь жидких углеводородов различного молекулярного веса. |
Нитрование - процесс, при котором оксиды азота взаимо-действуют при высокой температуре с выработанными из нефти жидкостями, часто приводящий к возрастанию вязкости и образованию отложений. |
Образование задиров - следы на металле в форме борозд, вызванные машинной обработкой или истиранием. |
Окисление - имеет место, когда кислород воздействует на нефтепродукты. Процесс ускоряется нагревом, светом, металлическими катализаторами и присутствием воды, кислот или твердых загрязнений и ведет к повышению вязкости и образованию отложений. |
Октановое число - мера способности топлива противодействовать детонации в двигателях с зажиганием от искры. Измеряется путем испытания в стандартном одноцилиндровом двигателе с переменной степенью сжатия, путем сравнения с первичным эталонным топливом. В мягких условиях определяется октановое число по исследовательскому методу, а в жестких условиях октановое число по моторному методу. |
Основания - соединения, которые взаимодействуют с кислотами с образованием солей и воды. Щелочи представляют собой водо-растворимые основания, используемые при очистке нефтепродуктов для удаления кислых примесей. Маслорастворимые основания включают в присадки к маслам для нейтрализации кислот, образующихся при сгорании топлива или окислении масла. |
Отложения в двигателе - накопление шлама, лаковых отложений и углеродистых остатков из-за прорыва в картер не сгоревшего или частично сгоревшего топлива или из-за частичного разложения картерного масла. В образовании этих отложений участвует также вода, конденсирующаяся из продуктов сгорания, частицы углерода, продукты разложения топлива или присадок смазочного масла, пыль и металлические частицы. |
Очистка растворителями - процесс выделения базовых компонентов смазочного масла из освобожденного от легких фракций тяжелого газойля или других тяжелых погонов с использованием селективных растворителей, таких как фурфурол или фенол. |
Парафинистый - тип жидкого нефтепродукта, полученного из парафинистой нефти, содержащей большую долю насыщенных углеводородов с прямыми цепями. Часто создает проблему низкотемпературной текучести. |
Пасты - сочетания твердых смазочных веществ с маслом для облегчения нанесения тонкой смазочной пленки. |
Пенетрация - показывает мягкость или твердость консистентной смазки. Представляет собой глубину проникновения (пенетрации) стандартного конуса в образец смазки. (Чем выше пенетрация, тем мягче смазка.) |
Пенетрация - показатель консистентности (густоты) смазок. |
Плотность - вес смазочного средства в граммах на см3 (мл) при 20°C. |
Плотность - это масса нефтепродукта в единице объема. Она определяется с помощью ареометров, пикнометров и весов. |
Полиальфаолефин - синтетический углеводород с определенной молекулярной структурой. Его характеристики при низких температурах, при высоких температурах и зависимость вязкости от изменений температуры лучше, чем у минерального масла. |
Полирование цилиндра - чрезмерное сглаживание следов поверхностной обработки цилиндра или гильзы цилиндра в двигателях до зеркального блеска, ведущее к ухудшению уплотняющей способности колец и повышению расхода масла. |
Потеря вязкости - разница между вязкостью свежего масла и того же масла после его работы в двигателе или специального испытания на деструкцию полимера. |
Преждевременное воспламенение (калильное зажигание) - воспламенение топливовоздушной смеси в бензиновом двигателе до возникновения искры на свече. Часто вызывается образовавшимися из топлива или масла отложениями в камере сгорания, понижает мощность и может привести к аварии двигателя. |
Прерывистое перемещение - остановки и рывки при относительном движении двух скользящих поверхностей, вызванные разницей в коэффициенте трения между гидродинамической и граничной смазкой. |
Пригорание кольца - прихватывание поршневого кольца в его канавке в поршневом двигателе или поршневом компрессоре из-за больших отложений в зоне поршневых колец. |
Принудительная вентиляция картера (PCV) - система удаления прорвавшихся газов из картера и возврата их через карбюратор и всасывающий коллектор в камеру сгорания, где рециркулируемые углеводороды сгорают. Специальный клапан управляет потоком газов из картера, чтобы снизить выброс углеводородов. |
Приработка - поверхностные неровности новых скользящих поверхностей изменяются (сглаживаются) во время периода приработки. |
Присадки - вещества, добавляемые в базовый продукт для изменения его свойств, характеристик или показателей качества. |
Прокачиваемость - вязкостная характеристика масла при низкой температуре и низкой скорости и напряжении сдвига, характеризующая способность масла поступать в насос и подаваться насосом для смазывания движущихся деталей. |
Прорыв газов - проход несгоревшего топлива и продуктов сгорания через кольцевое уплотнение поршня в двигателях внутреннего сгорания, ведущий к разжижению масла топливом и загрязнению картерного масла. |
Противозадирные присадки - химические вещества для улучшения способности масел и консистентных смазок к амортизации давления и, тем самым, их износостойкости. |
Противоизносные агенты - присадки или продукты их реакций, которые образуют тонкую, прочную пленку на высоконагруженных деталях, предотвращающую непосредственный контакт металлических поверхностей. |
Противоокислительная стабильность - сопротивляемость нефтепродукта окислению и соответственно мера его потенциального срока службы или срока хранения. |
Противопенный агент - присадка, используемая для подавления пенообразования в нефтепродуктах в условиях их применения. Она может представлять собой силиконовую жидкость, разрушающую пузырьки на поверхности, или полимер, который уменьшает число мелких пузырьков в самом нефтепродукте. |
Пуаз (П) - единица измерения сопротивления течению жидкости, т. е. вязкость, определяемая как напряжение сдвига (в динах на квадратный сантиметр), необходимое для перемещения одного слоя жидкости относительно другого, при расстоянии между слоями в один сантиметр со скоростью один сантиметр в секунду. Эта вязкость не зависит от плотности жидкости и прямо связана с сопротивлением течению. |
Рабочая пенетрация - в условиях действия механического сдвига, консистентные смазки часто меняют свою консистенцию. Таким образом, более разумно указывать их рабочую пенетрацию. Это консистенция поработавшей смазки. |
Разжижение моторного масла - загрязнение картерного масла несгоревшим топливом, ведущее к понижению вязкости и температуры вспышки. Может указывать на износ или нарушение регулировки устройств топливной системы. |
Растворитель - жидкость, которая растворяет материал и позволяет получить гомогенный продукт. |
Регенерация - процесс переработки отработанного смазочного масла и восстановления его до состояния, близкого к свежему, путем фильтрации, адсорбции отбеливающей землей или более сложными методами. |
Рециркуляция отработавших газов - система для снижения выбросов оксида азота (NOx) автомобилями. Она направляет отработавшие газы в карбюратор или во впускной трубопровод, где они разбавляют топливовоздушную смесь, понижая максимальную температуру сгорания и снижая тем самым возможность образования NOx. |
Сваривающая нагрузка - способность смазочного вещества поглощать давление / механическое напряжение, измеряемая в ньютонах (Н), нагрузка, при которой смазочная пленка разрушается при скольжении испытываемых образцов друг относительно друга, и при которой два испытываемых образца свариваются друг с другом. |
Связующее вещество - альтернативный термин для нелетучей среды или носителя, относящийся к материалу, который образует лаковый слой, в котором краска или связующее покрытие связывает частицы твердого вещества (твердой смазки). |
Силиконы - полимеры с хорошей устойчивостью к температуре и окислению. Используются также в качестве смазок для низких и высоких температур. |
Синтетические масла - в отличие от минеральных масел эти масла производятся путем химического синтеза. Синтетические масла обычно имеют хорошую зависимость вязкости от температуры, слабую тенденцию к окислению, низкую точку замерзания, высокую температурную устойчивость и хорошую стойкость к химическим агентам. |
Синтетическое масло - смазочные жидкости, чаще всего эфиры или полиальфаолефины, полученные синтезом из химических реагентов, а не очисткой нефти. Синтез с использованием определенных химических соединений позволяет получать продукты с заданными свойствами. |
Смазка - средство для уменьшения трения и износа между двумя поверхностями, скользящими одна по другой. |
Смазочные свойства (трибологические характеристики) - показывают возможность масел улучшать работоспособность трущихся поверхностей путем максимального уменьшения износа и трения. Они оцениваются показателем износа, антифрикционными и противозадирными свойствами. Для лабораторной оценки противоизносных и антифрикционных свойств наиболее широко применяют четырехшариковую машину трения ЧШМ и вибротрибометр "Optimol SRV" с возвратно-поступательным движением пары трения "шар-плоскость". Смазочные свойства масел позволяют судить об их способности предотвращать любой вид удаления материала с контактирующих поверхностей (нормальный износ, схватывание, задир, выкрошивание и др.). |
Смазывание - управление трением и износом путем введения снижающей трение пленки между находящимися в контакте движущимися поверхностями. Пленка может представлять собой жидкость, твердое или пластичное вещество. |
Содержание воды - определяется путем нагревания пробы нефтепродукта с обезвоженным бензином в дистилляционном аппарате Дина-Старка, снабженном холодильником и градуированным приемником. Конденсированные растворитель и вода непрерывно разделяются в приемнике. Вода остается в градуированной части ловушки, а бензин возвращается в дистилляционный сосуд. Норма содержания воды - "следы" означает не более 0,03% воды по массе. |
Содержание механических примесей - определяют путем фильтрования 100 г нефтепродукта, разбавленного в бензине, через высушенный и взвешенный бумажный фильтр. Осадок на фильтре промывают бензином или спиртотолуольной смесью. Затем фильтр опять высушивают и взвешивают. |
Сопротивление старению - способность противостоять старению, которое может быть обусловлено окислением, перегревом, присутствием некоторых металлов, таких как медь, свинец, серебро и др. Сопротивление старению может быть улучшено некоторыми присадками (антиоксидантами). |
Специальные смазки - смазки с особыми свойствами/ характеристиками для специальных приложений. |
Срабатывание - повреждение поверхности материала из-за недостаточного подвода смазки или в результате перегрузки. Смазочная пленка при этом разрушается. |
Степень сжатия - в двигателях внутреннего сгорания отношение объемов над поршнем при его положении в нижней и в верхней мертвых точках. |
Стойкость к окислению - сопротивляемость смазочных веществ реакциям с кислородом. |
Стокс (Ст) - кинематическая единица измерения сопротивления жидкости течению, определяемая отношением динамической вязкости жидкости к ее плотности. |
Сульфатная зола - Содержание золы в масле, определяемое путем выжигания масла и обработки остатка серной кислотой с последующим выпариванием до полного высыхания. Выражается в % по массе. |
Суспензия - однородная взвесь мелких частиц твердого вещества в жидкости, которая не растворяет их. |
Твердые смазочные вещества - твердые вещества, которые вводятся между скользящими поверхностями для уменьшения трения и износа и предотвращения заедания, холодной сварки и коррозионного истирания. |
Температура вспышки - минимальная температура, при которой жидкость поддерживает мгновенное сгорание (вспышка), но меньшая той, при которой наблюдается продолжительное горение (температура воспламенения). Температура вспышки является важным показателем пожаро- и взрывоопасности, связанной с нефтепродуктами. |
Температура застывания - показатель способности масла или дистиллятного топлива оставаться текучим при низких температурах. Это наименьшая температура, при которой жидкость остается текучей после охлаждения в определенных условиях. |
Температура каплепадения - температура падения первой капли смазки, нагреваемой в стандартной чашечке небольшого объема. По температуре каплепадения ориентировочно определяют верхний температурный предел работоспособности смазки. Применять смазку рекомендуется до температур на 20-50°С ниже температуры каплепадения. |
Температура помутнения - температура, при которой в охлаждаемом в стандартных условиях масле или дистиллятном топливе появляется облако кристаллов парафина. Характеризует тенденцию вещества забивать фильтры или небольшие отверстия в холодную погоду. |
Толкатель клапана - компонент конструкции двигателя, который служит связующим звеном между кулачком и управляемым клапаном. Обычно толкатель преобразует вращательное движение кулачка в возвратно-поступательное движение деталей привода клапанов. |
Точка вспышки - точка вспышки представляет собой минимальную температуру, при которой во время нагревания на поверхности испытываемого масла образуются воспламеняющиеся пары, которые в присутствии открытого огня вскоре воспламеняются. |
Точка замерзания - точка замерзания масла представляет собой температуру в градусах Цельсия, при которой масло теряет способность течь (например, в процессе постепенного охлаждения).Затвердение масла вызывается выделением кристаллов парафина. |
Точка каплеобразования - точка каплеобразования консистентной смазки представляет собой температуру, при которой смазка переходит из полутвердого в жидкое состояние. Она представляет качественный показатель термоустойчивости загустителя смазки. Температура точки каплеобразованияопределяется как температура, при которой первая капля падает через отверстие в дне чашки со смазкой при ее нагреве. |
Точка самовозгорания - температура, при которой масло воспламеняется само по себе, т. е. без присутствия пламени. |
Точка самовоспламенения - температура, при которой масло воспламеняется само по себе, т. е. без наличия пламени. |
Точка текучести - минимальная температура, при которой смазочное масло сохраняет свою текучесть. |
Трение - сопротивление перемещению одного предмета по другому. Трение зависит от гладкости контактирующих поверхностей, а также от силы, с которой они прижимаются друг к другу. |
Трение - сопротивление скольжению двух поверхностей одна относительно другой. |
Трещины под действием напряжений - трещины в материалах (подвергающихся высоким механическим напряжениям), вызванные изменениями поверхностной структуры в результате проникновения нежелательных элементов. |
Трибология - наука о взаимодействии движущихся друг относительно друга поверхностей, включающая изучение смазки, трения и износа. |
Трибология - наука, занимающаяся исследованием связей между трением, износом и смазкой, а также свойствами смазочных материалов, и внедрением результатов этих исследований в технику. |
Удельный вес - см. плотность |
Усилители / промоторы адгезии - присадки к маслам и консистентным смазкам, улучшающие их адгезию (например, полиизобутен). |
Фракционный состав - количественное содержание фракции, выкипающих в определенных температурных пределах, остаток и потери при перегонке в заданных условиях. |
Фторосиликоны- силиконы, которые содержат в молекуле атомы фтора. |
Химически инертный - (смазочный агент) не вступающий в химические реакции с некоторыми веществами. |
Цвет нефтепродукта - оценивают в единицах ЦНТ на колориметре визуальным путем, сравнивая с цветными светофильтрами, каждый из которых имеет номер, соответствующий единице цветности. Если цвет нефтепродукта более 8,0 единиц ЦНТ, то готовят раствор 15 мл нефтепродукта в 85 мл растворителя. |
Цетановое число - показатель воспламеняемости дизельного топлива, определяемый с помощью стандартного одноцилиндрового испытательного двигателя путем измерения задержки воспламенения в сравнении с первичным эталонным топливом. Чем выше цетановое число, тем легче пуск быстроходного двигателя с неразделенной камерой сгорания, и тем меньше дымление и жесткость сгорания в после пусковой период. |
Черные масла - масла, содержащие асфальтовые вещества, сообщающие им дополнительные адгезионные свойства. Используются для открытых зубчатых передач и стальных тросов. |
Число нейтрализации - мера кислотности или щелочности масла. Число представляет собой массу в миллиграммах кислоты (НСl) или основания (КОН), требуемых для нейтрализации одного грамма масла. |
Число пенетрации - глубина погружения в смазку под действием собственного веса стандартного металлического конуса, выраженная в десятых долях миллиметра. |
Шлам - толстый, темный осадок, по консистенции подобный майонезу, который накапливается на неподвижных внутренних поверхностях двигателя. Обычно легко удаляется, если не превратился под действием нагрева в углеродистые отложения. Его образование связы-вают с перегрузкой масла нерастворимыми загрязнениями. |
Щелочное число - количество кислоты (перхлорной или соляной), необходимое для нейтрализации всех компонентов основности масла, выраженное в эквивалентах КОН. |
Экстракция растворителями - процесс очистки, используемый для отделения реакционно-способных компонентов (ненасыщенных углеводородов) от масляных дистиллятов с целью улучшения их противоокислительной стабильности, индекса вязкости и совместимости с присадками. |
Эластогидродинамическая смазка - режим смазки, характеризующийся высокой удельной нагрузкой и высокой скоростью в элементах качения, где имеет место эластичная деформация контактирующих поверх-ностей, связанная с не сжимаемостью сма-зочной пленки при очень высоких давлениях. |
Эмульгатор - присадка, способствующая образованию стабильной смеси или эмульсии масла и воды. |
Эфирные масла - соединения кислот и спиртов, используемые для смазки и производства консистентных смазок. |