Поставляя смазочные материалы в Беларусь свыше 25 лет, мы предлагаем только качественную продукцию по оптимальным ценам.
Поставляя смазочные материалы в Беларусь свыше 25 лет, мы предлагаем только качественную продукцию по оптимальным ценам.
2.1 Историческая справка
В 1970 г. для эксплуатации автомобилей ВАЗ было организовано производство моторных масел М-8Ги, М-10Ги, М-12Ги с импортным пакетом присадок и М-8Г1, М-10Г1 (позднее М-6з/10Г1), М-12Г1 с отечественной композицией присадок. Согласно ГОСТ 17479.1 "Масла моторные. Классификация и обозначение", группе "Г1" соответствует группа "SE", по классификации Американского нефтяного института (API). Масла такого уровня качества за рубежом не применяются уже более 20 лет.
В 1985 г. было начато производство нового семейства автомобилей ВАЗ-2108, где был заложен срок смены моторных масел 15000 км. Ресурсные испытания данных автомобилей показали, что указанные выше масла, с отечественными присадками, (масла с импортными присадками были сняты с производства в 1978 г.) не обладают способностью служить 15 тыс. км без замены. Поэтому было принято решение ограничить их срок службы до 7,5 тыс.км.
В 1980 г. на "АВТОВАЗе" начались исследовательские работы по созданию и внедрению комплекса методов по оценке функциональных свойств моторных масел на двигателях ВАЗ. За основу были взяты методы, применявшиеся за рубежом. К середине 90-х годов эта работа была в основном завершена, что позволило, на основании результатов испытаний зарубежных эталонных и товарных моторных масел, определить нормы по отложениям и износам для моторных масел, требуемых для двигателей ВАЗ. Эти нормы вошли в требования к моторным маслам, которые были изложены в ТТМ 1.97.0715-95 и ТТМ 1.97.0727-95. Данные ТТМ стимулировали организацию производства в РФ и странах СНГ большого ассортимента моторных масел, отвечающих требованиям ВАЗ и зарубежным стандартам. В это же время из числа допущенных масел были исключены масла М-5з/10 Г1 и М-6з/12 Г1 по ГОСТ 10541, как не отвечающие новым требованиям. Результаты ресурсных испытаний автомобилей на таких маслах показали, что для обеспечения требуемого ресурса двигателей ВАЗ и заложенных сроков смены масел для двигателей автомобилей семейства ВАЗ-2101 и ВАЗ-2121, необходимы масла по ТТМ 1.97.0715, а для двигателей семейств ВАЗ-2108, ВАЗ-2110 и ВАЗ-1111 по ТТМ 1.97.0727. ТТМ 1.97.0715 и ТТМ 1.97.0727 были использованы в 1998 г. при разработке и утверждении стандарта Ассоциации автомобильных инженеров РФ (ААИ) СТО ААИ 003 "Масла моторные для автомобильных двигателей. Классификация, обозначения и технические требования". В комплекс квалификационной оценки моторных масел для бензиновых двигателей вошли два метода, на двигателе ВАЗ-2106.
Классификация моторных масел по вязкости, предлагаемая ГОСТ 17479.1 не позволяет оценивать масла по низкотемпературным свойствам, поэтому в СТО ААИ 003 предлагается классифицировать моторные масла по вязкости по SAE J 300, принятой во всём мире. Эта же классификация принята на АО "АВТОВАЗ". При оснащении автомобилей классической компоновки и полноприводных каталитическими нейтрализаторами для выполнения норм токсичности ЕВРО-2 требуется использовать для их смазки масла более высокого уровня качества, т.е. группы "СУПЕР".
2.2 Моторные масла группы "Стандарт"
Технические требования на моторные масла группы "Стандарт" изложены в проекте РД 3148.37.101.001-2001 и ТТМ 1.97.0715-99.
Моторные масла, группы "Стандарт" рекомендуется применять для двигателей уже находящихся в эксплуатации автомобилей ВАЗ-2101, ВАЗ-21011, ВАЗ-2103, ВАЗ-2104, ВАЗ- 2105, ВАЗ-2106, ВАЗ-2107, ВАЗ-2121 и ВАЗ-21213, выпущенных до 01.10 2000 г., т.е. в тех, где заложен срок смены масел через 10 000 км. В приложении А приведен перечень рекомендуемых моторных масел отвечающих данной группе и одобренных для применения в автомобилях ВАЗ.
При эксплуатации автомобилей в зимнее время и преимущественно в городе, смену моторного масла рекомендуется делать в 1,5 - 2 раза чаще, т.е. через 5 7 тыс. км.
Все перечисленные в приложении А масла проверены на соответствие проекта РД 3148.37.102.001-2001 и ТТМ 1.97.0715-99. Вот некоторые из них:
Марки масел | Классы по SAE | ААИ | API | Изготовитель | Номер стандарта |
ЛАДА-СТАНДАРТ | 5W-30, 10W-40, 15W-40 | Б3/Д1 | SF/CC | ООО "ВТМ" г. Тольятти | ТУ 0253-001-48095174-98 |
ЛУКОЙЛ-СТАНДАРТ | 10W-30, 10W-40 | Б3/Д1 | SF/CC | ОАО "ЛУКойл-Пермнефтеогсинтез" | ТУ 0253-072-00148636-95 |
ЛУКОЙЛ-СТАНДАРТ | 20W-30 | Б3/Д1 | SF/CC | ОАО "ЛУКойл-Волгограднефтепереработка" | ТУ 38.301-29-64-96 |
ЛУКОЙЛ-СТАНДАРТ | 10W-40, 15W-30, 15W-40 | Б3/Д1 | SF/CC | ОАО "ЛУКойл-Волгограднефтепереработка" | ТУ 38.301-29-93-98 |
2.2 Моторные масла группы "Супер"
При эксплуатации автомобилей в зимнее время и преимущественно в городе, смену моторного масла рекомендуется делать в 1,5 - 2 раза чаще.
В приложении Б приведен перечень рекомендуемых моторных масел отвечающих данной группе и одобренных для применения в автомобилях ВАЗ. Рекомендуемые температурные диапазоны применения масел даны в таблице 2.
Минимальная температура гарантированного холодного пуска, °C | Класс вязкости масла по SAE | Максимальная температура окружающей среды, °C |
-30 | 0W-30 | 20 |
-35 | 0W-40 | 35 |
-25 | 5W-30 | 20 |
-25 | 5W-40 | 35 |
-20 | 10W-30 | 30 |
-20 | 10W-40 | 35 |
-15 | 15W-40 | 45 |
-10 | 20W-40 | 35 |
-5 | 30 | 45 |
0 | 40 | 45 |
Примечание:
Кроме перечисленных в приложениях А и Б марок моторных масел в продаже имеется очень много других масел отечественного и зарубежного производства.
В 1999-2000 г.г. лабораториями АО "АВТОВАЗ" проводились проверки качества около 50 марок масел, реализуемых в торговой сети г.г. Тольятти и Самара. Результаты проверки показали, что большинство масел зарубежного производства это действительно моторные масла с нужным количеством присадок. Большинство же масел отечественного производства, особенно выпускаемых с маркировкой М-6з/12 Г1 по ГОСТ 10541, не соответствуют требованиям. Встречались даже масла, которые не содержат присадок вообще.
Некоторые из рекомендуемых масел:
Марки масел | Группы по SAE | ААИ | API | Изготовитель | Номер стандарта |
ЛАДА-СУПЕР | 5W-40, 10W-40, 15W-40 | Б4/Д2 | SG/CD | ООО "ВТМ" г. Тольятти | ТУ 0253-001-48095174-98 |
ЛУКОЙЛ ЛЮКС | 5W-40, 10W-40, 15W-40 | Б4/Д2 | SL/CF | ОАО "ЛУКойл-Пермнефтеогсинтез" | ТУ 0253-088-00148636-97 |
ЛУКОЙЛ СУПЕР | 5W-30, 5W-40, 10W-40, 15W-40 | Б4/Д2 | SG/CD | ОАО "ЛУКойл-Пермнефтеогсинтез" | ТУ 0253-075-00148636-99 |
ЛУКОЙЛ СУПЕР | 5W-40, 10W-40, 15W-40 | Б4/Д2 | SG/CD | ОАО "ЛУКойл-Волгограднефтепереработка" | ТУ 38.301-29-107-00 |
Уровень требований функциональных свойств моторных масел, заложенных в ТТМ 1.97.0727-99, несколько выше чем требования SG/CD по API, и поэтому соответствие этому уровню качества не гарантирует соответствие требованиям, указанным в ТТМ.